Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10. Оптика и Стабилизация изображения Olympus OMD EM1
- Отличное качество изображения, особенно из RAW-файлов
- Широкий динамический диапазон, как для датчика формата 4/3 (Four Thirds)
- Очень хорошая производительность при высоких значениях ISO
- Реалистичные цвета и высокая точность оттенков
- Несмотря на отсутствие АА фильтра (сглаживающий низкочастотный фильтр, отсутствие этого фильтра дает более высокую резкость, повышая детализацию) , практически нет муара, хотя он может появляться в HD видео
- Высокая скорость автофокуса и минимальный лаг затвора
- Способность фокусироваться в условиях с очень слабым освещением
- Высокая скорость серийной съёмки 8 к/с в полном разрешении (с автофокусом только на первом кадре)
- Приличный объём буфера для своего класса
- Высокое качество видео Full HD в формате H.264; хорошая детализация и цвета
- Электронный видоискатель с высоким разрешением
- Сенсорный наклонный ЖК-экран с высоким разрешением
- Частота обновления в EVF очень высокая (не так высока как с оптическим видоискателем, но отличная для электронного видоискателя)
- Встроенная вспышка поддерживает беспроводную систему вспышек Olympus RC
- Горячий башмак для подключения внешней вспышки
- Механическая стабилизация изображения (за счёт сдвига матрицы по трём осям)
- Встроенный модуль Wi-Fi с возможностью дистанционного управления, Live View и функция tap-to-focus, плюс контроль над экспозицией через приложение
- Компактность и лёгкость (119 х 82 х 46 мм; 515 г)
- Много возможностей для управления настройками
- Очень хорошее соотношение цена/качество. На момент написания статьи средняя цена на комплект с китовым объективом 14-42 составляет 900 долларов.
Недостатки:
- Автоматический баланс белого слишком «тёплый» в помещении
- Режим HDR не так хорош как ожидалось
- Жёсткое програмное снижение шума при высоких значениях ISO
- Нет режима Sweep Panorama (необходимо программное обеспечение для сшивания изображения на компьютере)
- Низкая скорость серийной съёмки в сопровождении непрерывного АФ (3.5 к/с)
- Система контрастного автофокуса с трудом фокусируется на мелких и низкоконтрастностных объектах
- Средняя выносливость батареи
- Слабая встроенная вспышка
- Нет гнезда для подключения внешнего микрофона
- Нет разъёма для наушников, чтобы контролировать звук во время записи видео
- Нет HDMI-выхода для несжатого видео
- Качество видео Motion JPEG (AVI) оставляет желать лучшего (сохраняет множество артефактов сжатия)
- Недостаёт погодного уплотнителя
- Система меню Olympus запутанная и громоздкая
С точки зрения производительности, E-М10 уникальная фотокамера, в которой слились элементы флагманской модели Olympus E-M1 и первой фотокамеры в этой серии, OM-D Е-М5. Новый фотоаппарат получил более быстрый процессор обработки изображения, увеличенное количество зон контрастной фокусировки и аналогичный датчик без AA-фильтра (как в E-M1). К тому же E-M10 отличается ещё более компактными размерами, чем E-M5, что делает его отличным спутником для повседневной съёмки.
Хотя фотоаппарат E-M10 использует неторопливую систему автофокуса с определением контраста, он отлично справляется с фокусировкой для большинства съёмочных ситуаций за исключением очень быстро движущихся объектов. Например, для фотографирования спорта или дикой природы предпочтительнее использовать зеркальную фотокамеру с фазовой системой автофокусировки. Если вы увлекаетесь уличной и пейзажной фотографией или ищете фотокамеру, которую возьмёте в путешествие, E-М10 угодит вам высокой производительностью и фантастическим качеством изображения с возможностью съёмки резких и детализированных фотографий с отличным динамическим диапазоном для своего класса.
Конечно, не обошлось и без компромиссов. Некоторые из них стали необходимостью, чтобы снизить цену или дифференцировать E-M10 от других фотокамер серии OM-D, но есть и типичные причуды Olympus, например, запутанная система меню и по умолчанию отключены такие функции, как выбор самого высокого качества в формате JPEG и Super Control Panel.
Фотоаппарат E-M10 заимствует количество точек (81) АФ от E-M1, но не наследует его гибридную систему автофокусировки, поэтому E-M10 может с трудом сосредотачиваться на низкоконтрастностных, быстродвижущихся или очень мелких объектах, например, на птицах. Также в новом фотоаппарате нет погодного уплотнителя и более продвинутых видеоориентированных спецификаций: внешнего разъёма для подключения микрофона и гнезда для наушников. Хотя к E-M5 подключение микрофона также не предусмотрено. E-M10 предлагает формат видео на выбор H.264 или Motion JPEG, качество MJPEG оставляет желать лучшего и не доступно в формате Full HD.
В E-M10 значительно улучшилось качество HD видео по сравнению с другими фотокамерами Olympus со сменными объективами начального уровня, появился встроенный адаптер Wi-Fi и множество настраиваемых функций, дисков и кнопок. В целом, преимущества значительно перевешивают недостатки этой компактной системной фотокамеры. Olympus E-M10 станет отличным выбором не только для фотографов, которые впервые покупают фотоаппарат со сменным объективом, но и для более продвинутых энтузиастов, жаждущих обрести больше контроля над настройками. Выпуская E-М10, компания Olympus заявила, что «OM-D – фотокамеры для всех», так оно и есть.
Истинно говорю вам – конец света грядет! Всюду видим мы приметы надвигающегося cтрашного cуда:
в одной китайской деревне рыбаки поймали рыбу с человеческими зубами, в европейском офисе Apple
замироточил портрет Джоббса, а в далекой Америке президентом избран белый гетеросексуал (не шучу).
Вот вам еще в копилку знамений – Olympus выпустил беззеркалку со стартовой ценой $2000! Если это не
признак грядущего апокалипсиса, то скажите мне – какие еще доказательства вам нужны?
Справедливости ради, первыми начали не они. Многие другие производители, воспользовавшись землетрясениями
и прочими стихийными бедствиями на японских островах, хором переписали ценники в сторону увеличения.
А потом они еще удивляются, что у них продажи падают. Кстати о продажах – и раньше то было не так легко
уговорить живущее в каждом из нас земноводное на регулярный апгрейд своих железок, а теперь, когда наши
зарплаты внезапно уменьшились в два раза в долларовом выражении, стало еще труднее находить аргументы в
этом извечном споре. Соответственно, всем производителям, которые хотят нам хоть что-то продать, приходится
из кожи вон лезть, чтобы заинтересовать нас плодами своего каторжного труда.
Олимпусовская техника конечно подорожала тоже, но строго на разницу в курсе рубля к евро. А кого благодарить
за эту самую разницу - вы знаете и без меня.
Еще одно знамение: Дошло до того, что Olympus Russia прислало мне прототип камеры на подробный длительный тест.
Раньше бы мне кто рассказал – я бы не поверил. Неожиданно и очень приятно. Поверьте: тронут до глубины души.
Сразу оговорюсь: поскольку камера, попавшая мне в руки, являет собой инженерный образец (о чем недвусмысленно
и гордо говорит надпись SAMPLE под экранчиком), то я не буду как обычно выдавать вам гору полноразмерных фотографий
или паче того – равов для самостоятельного изучения. Не в этот раз. Пусть для начала производители RAW-конверторов
проявлять их нормально научатся.
Впрочем, некоторое количество полноразмерных фотографий мне показать разрешили. И тут надо выразить благодарность
производителю – такая уверенность в работе даже несерийного тестового аппарата вызывает уважение.
По поводу предлагаемых вашему вниманию тестовых картинок хочу заявить следующее:
— Все фотографии получены проявкой в RawTherapee v 4.2.1203 и пересохранены в JPEG из Adobe Photoshop
с максимальным качеством
— Никакой пост-обработки (кроме убраных у одной из барышень пары прыщиков) здесь нет. Шумодава нет. EXIF на месте.
— К некоторым фото прилагаются полноразмеры, о чем имеется соответствующее упоминание под фото и ссылка.
— Кроме тех фото, для которых я выложил полноразмеры, никаких других полноразмерных фотографий, raw-файлов и
внутрикамерных JPEG-ов нет и не надо про них спрашивать. Камера была не серийная и то, что простительно DPReview
мне с рук точно не сойдет.
За зал с лампочками спасибо 2FStudio
full size
Итак, начнем.
Что мы делаем прежде всего, купив новую камеру? Правильно – заряжаем батарейку. Батарейка у нас теперь новая – более емкая,
что обещает большее время автономной работы (иначе, видимо, не прокормить всю ораву процессоров, спрятанных внутри – одних
только Трупиков целых 2 штуки и каждый, говорят, о 4 ядрах). Восьмиголовый японский дракон, да.
Зарядка идет весьма быстро, что для профессионального применения – критичная вещь. Надеюсь, потом за дополнительные деньги
выкатят и зарядники для 2 батареек сразу (помню видел такие у какого-то из брендов).
Наконец-то (и десяти лет не прошло) мы видим нормальную индикацию остаточной емкости аккумулятора в процентах. То, что кажется
естественным пользователям некоторых других систем, наконец-то радует и нас с вами. Причем процесс разряда очень точно
контролируется, не сравнить с тем, что было раньше, когда у индикатора было по сути три состояния:
забит под завязку / скоро сдохну / мигаю красным.
Обратите внимание — как красиво рисует новый объектив M.Zuiko 25/1.2 Pro, причем нижеследующие кадры снимались в обстановке
полутемной кофейни, где связка камера-объектив отлично фокусировалась.
Теперь процентики разряда постоянно тикают, что поначалу даже несколько раздражает, но я привык к этому за полдня.
И теперь я точно знаю – когда искать поблизости розетку. Сразу скажу – искать розетку приходится реже чем раньше.
Батарейки стало хватать на заметно большее число кадров.
Однако в этой душистой бочке меда есть маленькая, но очень неприятная ложечка самизнаетечего
. Зарядник, который так
здорово заряжает новую батарейку, с середины процесса заряда начинает весело моргать ярким оранжевым светодиодом.
Причем, чем ближе процесс к завершению, там выше частота этого моргания.
Вот представьте себе – лежит это на столе ночью, куда вы пристроили свою батарейку заряжаться после трудного дня,
и жизнерадостно МОРГАЕТ! Потом МОРГАЕТ-МОРГАЕТ!! Потом МОРГАЕТ-МОРГАЕТ-МОРГАЕТ!!! А вы пока попытайтесь уснуть. 🙂
Ну вот ей богу – надо было еще добавить функцию, чтобы зарядник по завершению работы не начинал светиться наконец зеленым,
а кричал «Аллах акбар!». Тогда с этой штукой тоже не будут пускать в аэропорт, как с некоторыми новомодными телефонами. 😉
Дорогие разработчики! Трехцветные светодиоды в Поднебесной нынче стоят 5 юаней за ведро емкостью 3 цяня. Это недорого.
Можно вас попросить – убрать эту отраду эпилептика и поставить нормальный трехцветный светодиод как индикатор степени заряда?
Тогда мы сможем спокойно оставлять работающий зарядник на ночь на подоконнике без риска сойти с ума.
Эргономика.
На самом деле к эргономике олимпусов у меня кончились вопросы еще с момента появления на рынке OM-D EM5-II.
Уже тогда все мелкие плюхи были поправлены, наконец-то начали использоваться материалы класса “премиум”,
перестали отклеиваться резинки, трескаться рамки, отваливаться накладки и откручиваться винтики.
Потом был PEN-F, который на ощупь более всего напоминал мне творение сумрачного советского гения: “Зоркий-4”, винтиков
там стало даже еще меньше (а с нижней стороны они исчезли совсем – как они это на конвейере собирают – ума не приложу).
Нынешний EM-1 более всего похож на мой любимый E-510 (была у меня такая камера в свое время), но выполненный из
материалов и с допусками E-3 (которая у меня тоже была и от которой новая камера получила по наследству изящную
самотеряющуюся заглушку порта синхронизации, впрочем, над этой крышечкой, которая норовит открутиться и потеряться
сразу после покупки камеры, я уже вдоволь поиздевался в своем обзоре E-M5, не хочу повторяться).
ISO 4000
Грип точь-в-точь 510-шный. Для меня он идеален по глубине и хвату. Что бы там ни говорили конкуренты – им до такой
эргономики как до луны пешком. Тут же все сидит как влитое. Не нужно мастырить никакие накладки, купленные на Алиэкспресс,
не надо ничего «доделывать» и “улучшать” – все продумано изготовителем. Ухватистость позволяет свободно оперировать камерой,
держа ее в одной руке причем с достаточно большими объективами.
Кнопочки, замечу, именно того размера и той степени пупырчатости, каковая позволяет нажимать на них зимой в перчатках.
Это не менее важно, чем заявленная морозостойкость камеры до -10 С. Это я тоже проверил – в мороз камера прекрасно работает
и даже не тупит градусов до -20C. Ниже в наших краях в эту пору обычно не бывает.
Но, как обычно, я нашел до чего докопаться. Гнусная натура дает о себе знать. С другой стороны, производителя тоже можно
понять – если сделать раз и навсегда идеальную камеру, то как потом продавать через пару лет новую – еще более идеальную камеру?
Ч/Б карточки с олимпусов начиная с PEN-F очень радуют меня.
Вот то-то! Каждый производитель оставляет разного рода шероховатости и корявости в надежде, что они дадут простор для их
последующего постепенного исправления и улучшения. Говорят, что именно это и называется “прогресс”.
Ну в самом деле, не думаете же вы, что крышка отсека карт памяти была сделана такой скользкой случайно и ее крепление
так ненадежно именно по недосмотру разработчиков? Не может такого быть. Вижу тут строгий научный расчет и результаты
длительных экспериментов.
А если без шуток – крышка сделана так себе. Она выполнена из скользкого пластика и не обклеена кожзамом (как остальные
поверхности тушки). На ней даже насечек не сделано никаких. Она скользит даже в моих сухих ручонках – поди ее открой
когда понадобится. И уже отполирована до блеска.
Почему не сделали ее как во втором пятаке, где тот же самый узел не вызывает вообще никаких вопросов? Тайна сия велика есть…
Cправедливости ради – больше докопаться вообще не к чему. Тугие колесики щелкают под руками, рычажки перескакивают, меняя
положение с четко выверенным усилием, даже ямка под палец, которым выковыривается задний экранчик, стала чуть глубже – идеально.
Поздравляю тебя, Шарик! Ты - балбес. (c)
В свое время я сдуру распродал все свои стекла, оставшиеся от старшей системы 4/3. Попробовав цеплять их на первый OM-D,
я понял - баловство это все. Вжик-вжик-вжик - это не автофокус, это издевательство. Таковым оно и было до появления OM-D EM-1.
Там появился фазовый АФ по датчикам на матрице, и старые стекла заиграли совсем по-другому.
На новой единичке точек фазового АФ стало куда больше, расположены они еще шире, и я не удержался и попробовал нацепить на
камеру старое стекло - единственный оставшийся у меня старый по нынешним меркам 40-150/3.5-4.5 самой первой версии. Тот,
что шел даблкитом к моему первому E-300 (глаза мои в этом месте подернулись мутной пеленой воспоминаний).
Обычно дальше в историях пишут так: каково же было его удивление, когда …
Вот именно: каково же было мое удивление, когда оказалось, что старый объектив фокусируется на новой тушке быстрее, чем он
делал это на родном Е-300 в далеком 2006 году.
Приїхали… как говорят наши украинские коллеги. 🙂
Полюбуйтесь — как они органично смотрятся. И по развесовке, кстати, очень удобная связка.
Получается, что я зря разбазарил все, что нажито непосильным трудом: Zuiko Digital 11-22/2.8-3.5, Zuiko Digital 50/2.0 Macro,
(сейчас разревусь), Leica 14-50 и т.д. Ну вот так получается - русский мужик задним умом крепок, да.
Более того, в свое время, когда фотоаппарат с матрицей 8 мегапикселей - это было ой как круто, (моя первая зеркалка как раз
была 8 Mpix E-300) я помню, как кто-то из официальных лиц компании на очередной фотокине сказал: стекла Zuiko потянут и
разрешение 20 мпикселей.
Тогда я недоверчиво хмыкнул, но эта фраза запала в голову. Прошло 10 лет, и мы можем проверить это утверждение. Дядька, оказывается,
не врал - даже недорогой 40-150 на открытой дырке отлично разрешает новую матрицу (разница с 25/1.2 есть в пользу стекла за тыщу
баксов, но она, я бы сказал, гомеопатическая). Картинки в качестве доказательства тезиса прилагаются. Все, кто сохранил старые
стекла, - я вам завидую.
Цветопередача.
Трудно судить о таких субъективных материях. Цветопередача - это такая вещь, которую конечно можно померить, снимая тестовую
мишеньку, но непонятно, что потом делать с намерянным. Ведь, кроме точности, важна еще «красивость» получаемой картинки, а
это - вещь настолько специфически субъективная, что она регулярно вызывает виртуальные поножовщины на разных форумах в Сети.
Тем не менее, поговорить есть о чем. С самого первого появления камер олимпус, они были известны своей красивой цветопередачей
(особенно в JPEG) и достаточно точным цветоделением (для тех, кто проявляет raw).
full size
Уверен, что у каждой фирмы есть свои внутренние представления о картинках, которые должны получаться с их камер, есть
какие-то внутренние процедуры тестирования и настройки обвязки матриц, фильтров и софта. Но мы никогда о них не узнаем,
скорее всего. И приходится судить по конечному результату. Тут мне не дадут соврать - он как ни странно всегда разный.
В той или иной степени.
В свое время мне очень нравился результат, получаемый с E-510, потом с Е3 и OM-D EM5-II. Начиная с PEN-F, как мне показалось,
внутренний вектор разработчиков немного поменялся (а может кто-то просто ушел на пенсию), и теперь мы видим более точную по
цветам картинку, нежели раньше. Хуже это или лучше, я не готов судить. Мне нетрудно привести фото к нужному для меня виду,
а это значит, что базовые параметры цветоделения остаются по-прежнему высокими и все изменения видимы лишь в получаемых по
умолчанию JPEG-ах.
full size
Кстати о матрицах. Пока в конвертере, который я использую в своей работе, включена только базовая поддержка новой камеры.
Но даже сейчас я вижу разницу в цветопередаче между PEN-F и EM1 Mark 2. Она небольшая, но отчетливая. Кстати, вот что написал
мне разработчик конвертора RawTherapee:
As a substitude I compared the color matrices that Olympus includes in its exif data and found that the closest match
is with E-M5II
so I used the E-M5II’s color matrix (copyed from colormatrix2 dng tag (D65). I also suggest to use Adobe’s
E-M5II dcp at the moment… waiting for properly shots of cc24 targets under daylight and tungsten lighting to build better dcp
profiles or just wait for Adobe to support E-M1II with the upcoming DNG converter and use their dcp’s.
То есть автор утверждает, что цветопередача новой камеры близка к таковой у OM-D E-M5 II. А это, согласитесь, хорошо.
Свой workflow я уже отладил и цвет меня более чем устраивает. А когда появится качественная поддержка в основных
raw-конвертерах, представленных на рынке, все будет только еще лучше. Вот буквально на днях вышел мой любимый Capture One 10,
где эта поддержка уже официально заявлена.
Динамический диапазон и шумы.
Сразу оговорюсь - для инструментальных измерений, тщательных сравнений, съемки мир и колорчекеров есть специальные сайты и
специально обученные зануды. Я буду говорить только о своих впечатлениях.
По ощущениям матрица, стоящая в новой камере, если, и выигрывает по шумам у таковой в PEN-F, то разница эта плохо видна
невооруженным глазом. Я не пожалел времени и сделал на коленке небольшой тест. Вижу разницу лишь на ISO 6400 и выше.
И разницу небольшую.
Вот вам картинка на ISO 6400 И цвет хорош, и детализация на месте. Одним словом — рабочее ISO.
С другой стороны эффект плацебо еще никто не отменял. И таблетки из прессованого мела приносят реальное облегчение 30% больных. 😉
Вот вам пример ISO 1600 к которому у меня нет вопросов. Полюбуйтесь на полноразмер по ссылке.
full size
Разница, которую мы видим в реальных условиях работы, обусловлена скорее всего тем, что экспозамер олимпусов
(к которому лично у меня по большому счету не было претензий наверное со времен Е-3) продолжает совершенствоваться.
И чем точнее мы меряем, тем меньше нам приходится тянуть картинку в конвертере. И даже небольшое улучшение точности
замера даст картинку лучшую по шумам.
Вот тут прогресс налицо. Если раньше я снимал в основном в матричном ESP замере, то теперь все чаще использую точечный.
Уже в PEN-F он умел привязываться к точке фокусировки (что позволяло снимать концерты без экспокоррекции, кто это
делал - поймет, насколько это удобно). Нынче алгоритмы видимо отшлифовали тщательнее и точечный замер стал еще точнее.
А чем точнее мы померяли экспозицию - тем меньше потом тянем картинку вверх при конвертации - меньше шумов в итоговом
изображении.
Касаемо динамического диапазона. Он вырос. Это я отчетливо вижу на некоторых сценах.
Кстати, для того, чтобы сделать поддержку равов от новой камеры в RawTherapee, меня попросили сделать несколько тестовых
кадров. На разных ISO. Фишка в том, что кадры должны были быть тотально пересвечены (понятия не имею, зачем это надо,
но не в этом суть).
Так вот – пришлось немало потрудиться, чтобы соорудить условия, при которых это можно соблюсти. Камера упорно оставляла
детали в светах, пока, наконец, я не нашел в столе мощную галогенку и не засветил ей прямо в лоб. Против лома нет приема,
ага. Тут мне вспомнился анекдот про суровых сибирских мужиков, японскую бензопилу и рельс. Вот это как раз наш случай.
Помните раньше считалось, что ДД у 4/3 так себе? И всяк старался, снимая, например, пейзажи, делать отрицательную
экспопоправку дабы не дай бог не вылетели света? Потом широкими народными массами завладела идея ETTR (матрицы всех
производителей к тому времени по ДД прилично подтянулись, а экспоавтоматика по старинке все еще осторожничала),
но таки было боязно, что на ярком солнце мы пересветим что-нибудь – и хана картинке.
Прошли те времена. Наступило светлое будущее. Вот вам пример – я снял этот домик с брекетингом по экспозиции +-2Ev,
и в итоге наиболее качественным был признан вариант проэкспонированый с поправкой +2 Ev.
Вот такой вот HDR на пустом месте.
При проявке тянем экспозицию вниз больше чем на ступень, и вуаля – отсутствие шумов и наличие деталей в тенях сочетаются
с хорошо проработанными светами. Сразу скажу – наличие бликов на картинке считаю благом, придающим ей живость и натуральный вид.
Блики есть – пересветов, уродующих картинку, – нет. Вот такие пироги.
Кстати, постоянная поправка экспозамера +2/6, выставленная мною еще в PEN-F, перекочевала и в новую камеру. Серьезно
подумываю добавить еще немного.
Автофокус.
Больная на самом деле тема. Уже который год нам обещают что “уже вот-вот беззеркалки догонят и перегонят по скорости
автофокуса классические зеркальные камеры». Производители уже и датчики фазовой фокусировки умудрились на матрицу добавить,
и хитрые алгоритмы трекинга разрабытывают и внедряют и скорость чтения данных с матрицы все увеличивают – а воз и ныне там.
Все равно приходится всем с пеной у рта каждый раз доказывать, что наконец то вот уже совсем почти кажется вроде наверное
почти уже удалось догнать по скорости АФ ветхозаветные зеркалки типа Canon 5D Mark II или типа того.
На самом деле все проще – по скорости S-AF уже E-M5 II находился на уровне большинства зеркальных камер. А по точности
он их превосходил настолько, что на месте владельцев "зеркала" я бы в эти сравнения вообще не ввязывался, чтобы не позориться.
Вообще говоря – точность, которую демонстрируют беззеркалки, недостижима зеркалками что называется “by design”.
Владельцам классических камер надо просто это принять, смириться, и научиться как то с этим жить дальше. Оно и понятно – поиск
максимума контраста в реальном изображении всегда будет точнее работы системы датчиков АФ классической камеры, у которой
кроме того почти всегда присутствует фронт/бекфокус.
В новой камере AF-S просто молния. Даже в условиях сумерек и в темных закоулках студии он находит за что зацепиться.
Эту тему считаю для себя отныне закрытой.
А вот что касается следящего АФ, тут все иначе. Ведь при чисто контрастной фокусировке камера не знает, куда движется
объект, и ей приходится изощряться, чтобы как-то это определить (как она это делает – полагаю, сие есть страшная инженерная тайна).
Честно скажу – пробовал гонять следящий автофокус, да он работает, но тут не менее важно иметь навыки “ведения” цели и
вообще прокачать свои навыки ворошиловского стрелка, коими я похвастаться не могу, увы.
Проведенные эксперименты показали – идущего на тебя прямо или по-диагонали человека камера уверенно “держит” в фокусе.
Также как и едущий на вас с разрешенной в городе скоростью автомобиль. А за скачущим по дому котом не успеет и Nikon D5.
Мерзкий свет люминисцентных ламп все равно не смог испортить картинку.
По крайней мере, то что мы видели у олимпуса раньше, назвать следящим АФ можно было только от большой симпатии к фирме.
Теперь хотя бы появилась тема для предметного обсуждения.
Видео и стабилизатор.
Эти два пункта я объединил в одном абзаце не просто так. Помните, как в Романе Ремарка “Три Товарища” парни измывались над
окружающими с помощью невзрачной машинки Карл, под капотом которой стоял адский мотор от гоночного болида?
У меня есть свое аналогичное столь же низменное развлечение, схожее по своей природе. Оказываешься на мероприятии, где
вместе с тобой работает некий «свадебный видеограф» или кто другой, обвешанный стэдикамами по самое не могу.
Встаешь рядом и невзначай тоже начинаешь снимать. Главное – визировать по экранчику. Видеографы – народ наблюдательный,
и рано или поздно их боковое зрение срабатывает. Они видят картинку и не понимают – почему она не дергается. Совсем.
— Это чё там у тебя за хрень?
— Олимпус, видео снимаю.
— А че c рук?
— Так не дрожит же совсем – стабилизатор и т.д.
— Дай позырить?
— Отстань
Потом вы нехотя даете камеру ему в руки, и вот тут внимательно смотрите на лицо оператора. Такая буря эмоций обычно
отражается на лице, что ей-богу хочется как-нибудь втихаря ее на видео снять. Все стадии строго в порядке, описанном
в специальной литературе:
— Отрицание
— Гнев
— Торг
— Депрессия
— Принятие
Ну а потом, когда шок проходит, начинается уже предметный разговор – чё почем, где купить и т.д. Стаб — это реально
showstopper, как говорят буржуи.
Соньке уже 18 лет. Лампы дневного света не помешали камере выставить правильный ББ
Самое интересное, что стабилизатор в каждой камере продолжают допиливать. Если во втором пятаке и PEN-F он начал
включаться/выключаться по-умному, с некоторой задержкой после отпускания кнопки спуска, например, то теперь он стал
еще и тише работать. И эффективность его пусть и не сильно, но еще возросла (ходят даже слухи, что достигнут некий
теоретический предел обусловленный вращением матушки Земли).
full size
Касаемо самого видео я вас разочарую – тестировать его внятно я не был готов, я больше про фотографию.
Но паре знакомых видеографов (из тех, которые после прикола со стабилизатором со мной подружились) я дал
посмотреть получаемые файлики, и они высказывались весьма положительно. Большую часть их восторгов я вообще
не понял честно говоря.
Как говорил Форрест Гамп: «Вот и все, что я могу рассказать о войне во Вьетнаме» 😉
Всякие фенечки и заманухи.
Лично для меня главной заманухой во втором пятаке был режим съемки HiRes. Все мы конечно на людях делаем вид, что нас
совершенно не напрягает тот факт, что существуют камеры со втрое большим разрешением. Да-да – всех нас учили, что главное
не размер, а умение пользоваться и вот это вот все. Это понятно. Но иногда адская мегапиксельность – это тупо требование
заказчика.
Иногда предельно возможное разрешение действительно необходимо. И тут нас выручает возможность съемки в режиме HiRes.
Идея эта первый раз, если я не ошибаюсь, была реализована в Хассельбладах, но именно Olympus привнес эту классную штуку
в массы.
Все, кто пользовался этим режимом, знают о его достоинствах и недостатках. Да, можно снимать только статику, да, только
со штатива (пока), но даже при всех этих ограничениях возможность выжать из камеры 80 мпикс разрешения – это вам не шутки
(80 мпикселей получается при проявке равов вручную – камера исторгает из себя только 50 мегапксельные JPEG-и)
Ходили упорные слухи, что EM-1 Mark 2 сможет проделывать этот фокус при съемке с рук. Я сам надеялся (ибо чисто теоретически
не вижу препятствий реализовать компенсацию дрожания рук при наличии стаба), но это только со стороны кажется, что все
очень просто. Видимо, есть какие-то проблемы и лишь в будущем мы доживем до таких чудес. Что доживем – нет сомнений.
В инженеров Olympus я верю. Но пока для съемки такого рода штатив обязателен.
Важно другое! Все, кто уже пробовал снимать эти адские по размеру картинки, заметили, что любое дрожание листиков,
смещение веточек и прочие подвижки в снимаемом объекте, приводили подчас к появлению неприятных артефактов. В этих местах
возникали эдакие заштрихованные косой штриховкой области, смотрелось это, прямо скажем, омерзительно.
Так вот – теперь всего этого я не увидел. Специально съездил сфотографировать дымящие трубы ТЭЦ, которые на прежних
камерах были все в зазубринах (дым, оказывается, довольно резво движется) и теперь вижу – артефактов нет. Новая камера
успешно борется с этим явлением. В качестве доказательства вот вам та картинка:
Понятное дело, что не факт, что сторонние конвертеры так умеют. Но никто не мешает их авторам придумать свой вариант борьбы
с этим злом. Кстати, робкая надежда на то, что новые прошивки улучшат ситуацию еще больше и, может даже позволят все-таки
снимать с рук, меня не покидает. Это наверное потому, что я вообще романтик и верю во все хорошее.
Следующая фенечка – режим ProCapture.
В этом режиме полунажатие на спуск приводит к началу записи кадров в кольцевой буфер и потом, когда птичка, наконец,
вылетит, и вы, как обычно, зазеваетесь и опоздаете нажать на спуск (для человека такая задержка – это нормально),
кадры просто сливаются из буфера на флешку, включая и те несколько штук, которые вы могли бы снять самостоятельно, будь
у вас реакция как у Чака Норриса.
То есть теперь всем растяпам и раззявам наступило счастье – можно тупить как раньше, но с новой камерой они будут
успевать снять момент, когда колибри вылетает из гнезда (или выползает из норы – черт знает, где эти чертовы колибри водятся).
Мы пробовали снимать разные быстро протекающие и внезапно наступающие процессы. Just for fun. Лопали мыльные пузыри,
наполненные дымом и огнем, и всякое такое. И пытались снять момент, когда пузырь вроде еще не лопнул, но ему уже пипец
(прямо как сейчас с нашей российской экономикой). Получается очень красиво (в отличие опять же от нашей экономики, к сожалению).
Общее впечатление от камеры.
Вот шутки шутками, но Olympus все делает хорошо со второго раза. За примерами не надо далеко ходить: E-510->E-520, OM-D EM5 -> OM-D E-M5II итд.
Сначала они выдают на гора камеру революционную по наполнению (вспомните первый матричный стаб в 510-м например, или первый «пятак» который
вообще был откровением), но имеющую некоторое количество шероховатостей (я уже не говорю об откровенных косяках). Торопятся наверное.
А потом, через годик, все это тщательно исправляют в по-настоящему удачных моделях (E-520, OM-D E-M5II). В том же втором пятаке я
вообще не нашел не то что косяка, вообще ничего, что на тот момент можно было бы сделать правильнее – эдакая uber-камера.
Снимаем второй единичкой скелет первой
У меня никогда не было первой E-M1 и тут мне трудно судить, но, кажется, история повторилась опять. Степень доделанности и
вылизанности второй единички впечатляет. Что там говорить, если сравнивая ее с серийной X-T2 , я отчетливо видел лаги фуджи
(при резкой смене освещенности в кадре та просто начинает несколько секунд безбожно тупить, отрисовывая картинку со скоростью
наверное 15 fps). Так это я сравнивал серийную камеру с инженерным образцом, который по определению должен быть более косячным.
Однако-ж нет.
full size
Даже тот олимпус, который попал мне в руки, с гордой надписью SAMPLE на спине, выглядел законченым серийным образцом и вел себя
соответственно. Налицо большой объем предсерийной обработки изделия.
В целом же основной эпитет, который приходит в голову, когда берешь камеру в руки, один – скорость. Причем я говорю сейчас не о
скорости автофокуса, а об общей скорости реакции камеры вообще на все: на нажатие кнопок, переключение режимов, изменение освещенности
сцены в видоискателе и т. д. и т. п. Она не тормозит вообще, и все, что я с ней делаю, вызывает мгновенный отклик.
Армия Olympus марширует захватывать беззеркальный рынок.
Сначала это даже казалось несколько противоестественным, но к хорошему быстро привыкаешь. Скажу больше — закончив тестировать камеру
я взял в руки свой второй пятак и сделал несколько кадров для заставки обзора (на которых новая камера лежит на столе). Испытал
неприятное чувство — показалось, что мой любимый второй пятачок — страшный тормоз. Причем не столько по АФ, сколько по общей реакции
вообще на всё и вся в процессе работы. Словно под каждую кнопочку подложили вату: там миллисекнудная задержка, там что-то не мгновенно
отозвалось … брр. Как же быстро мы привыкаем к хорошему!
Ну, надеюсь, за пару недель привыкну обратно.
Размеры и вес нового E-M1 показались мне оптимальными, хотя конечно я привык к более миниатюрным и легким камерушкам.
Микра уже развратила меня. Для профессионалов же тут как раз - нужный вес, ухватистость и (надеюсь) прочность всей конструкции.
Камера, несомненно, удалась. Планку быстродействия, качества картинки и удобства работы инженеры Olympus снова прилично приподняли,
ну а для будущих поколений этого семейства (Mark 3 рано или поздно родится, я уверен) первое усовершенствование я уже готов
подсказать: обклейте крышку отсека карт памяти чем-нибудь шершавеньким.
Задумывался как наиболее доступный фотоаппарат в премиальной линейке Olympus OM-D: при сравнительно небольшой цене и габаритах он обладал уникальным комплексом характеристик, дать ответ на который конкурентам было очень тяжело. Конечно, у камеры были и недостатки: короткие серии снимков на максимальной скорости, простенькие и не развитые функции управления при помощи сенсорного дисплея, отсутствие режима точки доступа у модуля Wi-Fi и приличный вес. Но в любом случае фотоаппарат получился крайне интересный.
Спустя полтора года компания Olympus представила OM-D E-M10 Mark II, однако новинка стала не заменой первой версии, а дополнением. На сайте компании OM-D E-M10 и OM-D E-M10 Mark II выделены в разные подгруппы: первый отнесён к камерам «для начинающих фотографов», второй - «для фотоэнтузиастов». Пусть это и работа маркетологов, а различия камер не кардинальны, но рациональное зерно в этом разделении есть, ведь стоимость OM-D E-M10 сейчас составляет порядка 34 тысяч рублей, тогда как за OM-D E-M10 Mark II просят значительно больше - порядка 40 тысяч рублей. А за эти деньги уже можно взять Sony Alpha a6000 (41-46 тысяч рублей) или миниатюрный Panasonic Lumix DMC-GM5 (42 тысячи рублей), который поставил абсолютный рекорд в цепкости автофокуса при слабом освещении. Немного добавив, можно уже присматриваться к Fujifilm X-T10 , цены на который на данный момент в рознице стартуют от 47 тысяч рублей.
В шесть тысяч ценовой разницы между Mark I и Mark II вошел пятиосный стабилизатор вместо трёхосного, видоискатель с разрешением 2360 тыс. точек (такой же, как на E-M5 Mark II), режим видеозаписи 1080/60p (против 1080/30p у предшественника), аккумулятор немного увеличенной емкости и поддержка карт памяти типа SD UHS-II со скоростью записи до 250 Мбайт/с, что должно положительно сказаться на длительности серийной съёмки.
Технические характеристики
Olympus OM-D E-M10 Mark II | |
---|---|
Сенсор изображения | 4/3"" MOS, 17,3 × 13,0 мм |
Эффективное количество точек, Мп | 16,1 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF 2.0), RAW 12 bit, MPO |
Видео: MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG) | |
Байонет | Micro 4/3 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: |
4608 × 3456, 3200 × 2400, 1280 × 960 | |
Видео: 1920 × 1080, 1280 × 720, 640 × 480 | |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | 100-25600 с шагом 1/3, 1 EV |
Диапазон выдержек, секунд | 1/4000 - 60 с шагом 1/3, 1/2 и 1 EV |
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250 | |
Экспозамер, режимы работы | Замеры в 324 зонах; |
мульти, точечный, центрально-взвешенный, тень, светлая зона | |
Экспокоррекция | + 5 EV с шагом 1, 1/2, 1/3 ступени |
Встроенная вспышка | TTL, GN 8,2 при ISO 200 |
Автоспуск, с | 1-30 секунд (до 10 экспозиций) |
Устройство хранения информации | SD, SDHC, SDXC(UHS-I/UHS-II) |
ЖК-дисплей | Наклонный, сенсорный дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1 037 тыс. точек |
Видоискатель | Цветной видоискатель с разрешением прибл. 2 236 тыс. точек |
Интерфейсы | HDMI, USB, A/V-выход |
Дополнительно | Модуль Wi-Fi |
Питание | Литий-ионный аккумулятор BLS-50, 8,5 Вт*ч |
Габариты, мм | 119,5 × 83,1 × 46,7 (без выступающих частей) |
Масса, грамм | 390 (вкл. батарею и карту памяти) |
342 (только корпус) | |
Актуальная цена | 40 000 рублей за версию body (без объектива), от 48 000 рублей за версию kit (с комплектной оптикой) |
⇡ Комплект поставки
Традиционно у Olympus довольно много вариантов поставки, которые различаются цветовым оформлением камеры и объективами. Есть варианты, включающие объективы на 14-42 мм (компактная версия с телескопическим трансфокатором), 14-150 мм, а также включающие оба объектива. Нам на тестирование была предоставлена чёрная модификация, комплект поставки которой включает:
- объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake;
- наплечный ремень;
- аккумулятор BLS‑50;
- зарядное устройство BCS‑5;
- крышка корпуса ВС‑2;
- USB-кабель CB‑USB6;
- ПО Olympus Viewer;
- инструкцию;
- гарантийный талон.
⇡ Внешний вид и удобство использования
Olympus заслуженно гордится внешностью своих камер - дизайнеры компании очень талантливо скрещивают в них ретростиль и современность. Выполненная в «зеркальном» стиле, с декоративным горбом «пентапризмы» со встроенным в него электронным видоискателем, камера очень здорово смотрится. Конкурировать в плане дизайна с OM-D E-M10 Mark II может только Fujifilm X-T10. Разумеется, качество сборки металлического корпуса великолепно, никаких проблем из-за того, что камера собрана во Вьетнаме, нет.
Это компактная и лёгкая камера, которая при этом весьма удобно лежит в руке благодаря обрезиненным выступам в лицевой и тыльной части корпуса. Весит она примерно столько же, сколько и прямые конкуренты, Fujifilm X-T10 и Sony Alpha a6000. А вот малютка Panasonic DMC-GM5 чуть не вдвое легче - при сравнении с ней все камеры этого сегмента смотрятся великанами.
На лицевой панели находится байонет и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоспуска затвора.
На тыльной панели есть изменения в сравнении с первой E-M10. Прежде всего бросается в глаза исчезновение рычажка питания и клавиши замка подъёмной вспышки: первый был расположен в нижнем правом углу, поэтому при работе с камерой одной рукой дотянуться до него большим пальцем было не так уж и легко; вторая была установлена слишком близко к выступающему наклонному дисплею, пользоваться ей было неудобно. Оба эти элемента у тестируемой камеры свели в один и перенесли на верхнюю панель.
Над дисплеем установлен видоискатель с датчиком приближения и регулятором диоптрий. В верхнем правом углу осталась только программируемая клавиша Fn1. Чуть ниже находятся клавиши входа в основное меню, смены режима отображения дисплея, а также четырёхпозиционный манипулятор с клавишей ввода по центру. Каждая из клавиш манипулятора может быть запрограммирована в меню, что весьма удобно. У нижней кромки находятся клавиши воспроизведения и удаления снимков или видеофайлов.
Bид сверху
На верхней грани находится горб подъёмной вспышки, с «горячим башмаком» в основании и встроенными микрофонами по бокам. Левее установлена программируемая клавиша Fn3, а также рычажок включения питания и подъёма вспышки. В правой части находится небольшой круглый селектор режимов съёмки, клавиша видеозаписи и программируемая клавиша Fn3, а также пара дисков управления, по центру одного из которых установлена кнопка спуска затвора. Придраться тут можно разве что к размещению клавиши видеозаписи, к которой не так-то просто подобраться из-за второго диска управления. Привыкнуть к этому можно, хотя, с субъективной точки зрения, лучше было бы перенести клавишу видеозаписи в пустующий центр второго диска управления.
Снизу ничего нового: разъём установки на штатив, а также дверца, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти.
Левая грань пустует, а справа под резиновой заглушкой скрыты разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабеля.
В 2012 году, второй на в 2013. Я вижу, что от года к году эти аппараты значительно эволюционируют, поэтому я с удовольствием принял приглашение поехать в Прагу для того, чтобы протестировать новый Olympus OM-D E-M5 Mark II.
У этого фотоаппарата есть два основных отличия от конкурентов: уникальная пятиосевая система стабилизации, которая позволяет снимать с рук в темноте на длинных выдержках резкие карточки, и возможность делать кадры по 40 мегапикселей, не смотря на то, что матрица всего 16 мегапикселей. Как? Ответ под катом...
Вообще, я сразу признаюсь, что я не мастак писать обзоры про камеры. В Праге я был вместе с известным журналистом Дмитрием Крупским, который как раз на них специализируется, так что, если вы хотите прочитать детальный и легко написанный подробнейший отчет о камере, то вам сюда .
Я же больше расскажу об эмоциях, которые вызвал у меня этот аппарат, но, сразу хочу оговориться, что я сравнивал его с моим Никоном D4, так что может это и не очень честно, так как они находятся совершенно в разных весовых и ценовых категориях.
1. Эргономика
После огромного Никона этот, конечно, ничего не весит. Если прицепить к нему большую линзу, то баланс камеры нарушается, но, из-за общего маленького веса, это не мешает.
Очень удобен экарнчик, который можно развернуть и отодвинуть. Можно запросто делать интересные снимки с низкой точки съемки или подняв фотоаппарат над головой.
Кнопки управления достаточно понятны и удобно расположены. Фотоаппарат шибко умный и можно каждую кнопку, коих достаточно, запрограммировать под себя.
Из неудобств: мне было не очень удобно включать/выключать фотоаппарат (кнопка находится слева и чтобы его включить, нужна вторая рука). Еще у меня иногда сбивались настройки, так как во время носки его на плече, я задевал колесики настроек, которые крутятся слишком легко, и сбивал их.
В остальном вопросов не возникло. Я довольно быстро привык к управлению.
Еще камера заявлена, как брызгозащищенная. То есть под воду ее лучше все же не опускать, но в сильный дождь можете снимать без проблем.
2. Стабилизация
У камеры пятиосевая стабилизация. Эти оси: вправо/влево, вверх/вниз и 3 оси кручения фотоаппарата (см. стрелочки на картинке). Система очень продвинутая и благодаря ей позволяет делать резкие снимки даже при плохом освещении. Олимпус считает это главным прорывом и главной фичей своей новой камеры. Сложно с этим не согласиться.
Мы много снимали в темноте. Да, практически все! Примеры кадров есть в конце поста.
3. 40 мегапикселей
Это интересный режим, но работает только со штатива и пригоден для фотографирования статичных объектов. Камера делает 8 снимков подряд со сдвигом на поппикселя каждый. После этого картинку склеивает и получается 40 мегапикселей. Поэтому без штатива получается размазня.
Интересная идея и реализация. Фотографии получаются очень четкими и резкими. Пойдет для фотографирования предметки и пейзажей в безветренную погоду. Примеры фотографий есть в конце поста.
Вор один лишь пример. Это кроп из большой фотографии, которая показана в правом нижнем углу. Обратите внимание на количество деталей:
4. Видео
С этой системой стабилизацией уже не нужны стэдикамы, гиростабилизаторы и прочие системы стабилизации. Мы сняли небольшой ролик. Каждый в нашей группе побыл в роли видеооператора. Я, например, бежал за главными героями по туннелю, где до нас бегал Том Круз в одной из серий Миссии Невыполнима. Не все куски в ролике сняты нами. Те, что в Праге на мосту - снимали без нас, чтобы получилась интересная история. Суть в том, что любой неподготовленный человек, может взять эту камеру и снимать классные видеозарисовки.
Особенно обратите внимание на момент, когда камера "выходит" из машины. Снимали следующим образом: один человек вначале ехал в машине и снимал, а когда машина остановилась и водитель начал выходить, он просто передал ее в руки человеку на улице и тот продолжил снимать кадр.
Обратите внимание на то, что камера почти не трясется. Это работа стабилизатора. Все кадры снимали с одного дубля& Смотрите в HD:
5. Рисование светом
В фотоаппарате куча функций, пресетов, процессов и всего, что пожелаешь. На мой взгляд даже слишком много. Фотоаппарат не должен брать на себя функцию лайтрума.
Отдельно хочу рассказать про фишку съемки рисования светом. Если раньше световые картины надо было снимать в абсолютно темных условиях, то сейчас это уже не обязательно. Фотоаппарат делает серию кадров. Он запоминает первый кадр, а из каждого последующего берет только новые светлые участки и накладывает их на предыдущие.
Помню на Мальдивах я заставлял семью сидеть по 30 секунд неподвижно, пока сам судорожно бегал сзади с фонариком и рисовал слово Мальдивы. Естественно, за 30 секунд они размазывались. Здесь мы снимали кадр 5 минут, но человека в кадре осветили один раз, так что он получился абсолютно резким.
в конце поста еще несколько удивительных картин, нарисованных светом.
6. Батарейка
Тут, конечно, полный провал. Не знаю, как в остальных беззеркалках, но батарейки хватает часа на 4 всего. То есть, надо брать с собой на день как минимум одну, а лучше 2 запасные батарейки.
7. Аксессуары.
К камере будет доступна полная линейка аксессуаров, начиная от подводного бокса и вспышки, до огромного количества сменной оптики.
8. Качество снимков
Я вначале все снимал в raw-формате и, по привычке, хотел все фотографии обработать, но столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, камера еще слишком новая и Lightroom не понимает ее файлы и не может их импортировать. Во-вторых, если я покажу обработанные фотографии, то это будет не очень честно.
Поэтому все фотографии в этом и следующем посту - это джипеги, полученные напрямую из камеры, без какой-либо обработки (я всего лишь кое-где поправил горизонт).
Смотрите и судите сами
7. Выводы
Фотоаппарат Olympus OM-D E-M5 Mark II - это безусловно прорыв в беззеркальных фотоаппаратах, но по качеству снимков он пока не дотягивает до fullframe зеркалок, так что решайте сами, что для вас важнее - вес и удобство или качество картинки.
Ну а теперь, собственно, примеры фотографий.
Режим 40 мегапикселей. Снято со штатива. Книжечка была очень маленькой по размеру. Если полностью увеличить кадр, то можно с легкостью читать, что в ней написано:
1.
2.
3.
4.
Все снимали сто штатива:
5.
А это рядом висело. Вообще Olympus сравнивает себя с Sony и Fuji, а к Кэнону и Никону относится пренебрежительно, как к не придумывающим ничего нового и проигравшим сражение. Тут, я, конечно, с ними не согласился:
6.
Момент съемки фильма. Как раз, когда камеру передавали:
7.
А это кадр, сделанный во время съемки видео. У него другой формат:
8.
В этих туннелях бегал Том Круз в Миссии Невыполнима:
9.
Яркий прожектор в конце туннеля. Картинка была очень красивой:
10.
По этому туннелю я бежал с камерой на вытянутой руке за героями ролика. Надо признать, что картинка почти не трясется:
11.
А тут камера не успела перестроиться на быстрое движение и актер немного размазался:
12.
Мы снимали на старой водонапорной станции. Она уже давно не работает, но все механизмы остались:
13.
В одной из комнат выставили свет, напустили тумана для объема и предоставили в наше распоряжение двух моделей:
14.
15.
16.
Снимали в двух локациях: наверху, где было посветлее, и внизу, в свете тусклых фонарей. Тут камера не очень хорошо справилась с заданием. Лицо все выжжено, тени провалены. Но при этом картинка резкая, хотя выдержка всего 1/13 секунды. Это работа стабилизатора:
17.
Тут получше. Здесь я использовал экспокоррекцию -2,3 стопа, чтобы вытянуть фактуру на лице. Тени при этом ушли безвозвратно:
18.
Вернулся наверх:
19.
20.
21.
22.
Общий вид комнаты со световой схемой:
23.
Самым зрелищным было рисование светом. Всех выстраивали в шеренгу со штативами и выдавали шапки - в подвалах было прохладно:
24.
25.
26.
27.
Рабочий инструмент художников:
28.
29.
30.
В следующем посту я покажу фотографии с прогулки по Праге, сделанные на этот фотоаппарат, так что вы сможете оценить качество картинки в обычных городских условиях. Stay Tuned!
Два года. Ровно столько времени пролежала в шкафу моя "единичка" Canon. Причина - в маленькой угловатой черной коробочке с надписью Olympus. Взяв на тест системную камеру OM-D E-M1, я так и не смог с ней расстаться.
За два года компактная камера изменила мое отношение и подход к фотографии. Я выбросил из рюкзака ненужные аксессуары, практически перестал пользоваться штативом и вспышкой. Стал тратить меньше времени на настройки камеры и саму съемку - снимать "оликом" оказалось гораздо проще и быстрее, чем «зеркалкой». Прежде всего, камера более компактная и легкая, это касается и стекол. У аппарата множество настроек, которые можно очень легко менять. И главное, в видоискателе я вижу ту самую картинку, которая будет на экране компьютера - с учетом цвето- и экспокоррекции.
Мой рюкзак здорово потерял в весе, что ускорило мое перемещение по локациям. Упрощение процесса съемки повлияло и на результат - процент качественных, интересных картинок увеличился. E-M1 стала для меня превосходной рабочей камерой, на которой я отснял сотни сюжетов для своего блога и полтора десятка историй для журнала GEO. И в испепеляющую жару в африканской Гамбии, и в пронизывающем холоде Памирского высокогорья, и под беспрестанным дождем на туманном Альбионе, камера работала как часы.
В декабре этого года я в числе первых получил на тест новинку от Olympus - модель E-M1 Mark II. Честно говоря, я не ожидал, что новая камера будет настолько лучше старой. После трех месяцев тестирования, я подумал-подумал… и выложил на Avito весь свой набор техники Canon - все тушки, все стекла, все аксессуары. В этом обзоре я постараюсь показать вам, что же сподвигло меня на такой шаг.
В тесте любого гаджета должна быть точка отсчета, а также конкретные задачи и условия эксплуатации. Точкой отсчета в этом обзоре будет первая "единичка". Основной вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своем обзоре - стоит ли вам покупать новую модель? Для этого разберем разные сюжеты и типы съемки.
Внешний вид и конструкция
Но сначала - визуальное сравнение. Камеры выглядят очень похожими, но вблизи становится очевидно, что Mark II слегка крупнее, прежде всего это касается рукоятки корпуса. Размер корпуса 134 x 91 x 67 мм.
В результате камера стала лучше лежать в руке, особенно без использования батблока (с ним «ухватистость» была и у первой «единички»). Вес камеры (без батблока и объектива) увеличился на 77 грамм, и составляет 574г. Как и прежде, морозостойкий корпус камеры имеет влаго- и пылезащиту.
Дополнительный батарейный блок стал значительно больше, что обусловлено увеличенной в полтора раза емкостью аккумулятора.
Изменилось и крепление ремня - правый крепеж переехал с боковой грани на верхнюю панель, что снизило нагрузку на точку крепления и улучшило развесовку камеры на ремне при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.
Еще одно "геометрическое" решение - новое расположение штативного гнезда, прямо под оптической осью камеры. В теории, это должно слегка уменьшить искажения при съемке панорам со штатива.
Расположение управляющих элементов не изменилось - однажды привыкнув к первой "единичке", вторую вы сможете использовать сразу. Традиционно для профессиональных моделей Olympus, камера предлагает широчайшие возможности для кастомизации. Так, через очень емкое меню можно переназначать функциональные клавиши и управляющие диски, чтобы с легкостью менять настройки ISO, баланса белого, выдержки, диафрагмы, экспокоррекции и так далее.
Двухпозиционный переключатель на задней стороне корпуса изменил свое направление, но все также позволяет выбирать один из двух наборов кастомных настроек.
За герметичными резиновыми заглушками на боковой панели находятся все необходимые разъемы, включая HDMI и внешний микрофон. Вместо разъема USB 2.0 теперь USB 3.0 - скорость передачи данных выросла до 5ГБ/с. В новой камере появился разъем для наушников.
За дверцей на правой боковине спрятались сразу два слота для карт памяти. Нижний –стандартный UHS-I, а верхний высокоскоростной, UHS-II. В отличие от прошлой модели, карты памяти теперь правильно развернуты этикетками к фотографу. Забегая немного вперед, скажу, что картами можно гибко управлять - например, записывать фото на одну карту, а видео на другую, а также осуществлять запись одновременно на две карты, сохраняя резервную копию важной съемки "на лету".
Сенсорный экран теперь свободный, поворотный, а не закрепленный на шарнирах на камере сзади (на E-M1 его можно было лишь наклонять вверх-вниз).
Пожалуй, это единственное изменение, которое нельзя однозначно отнести в плюс. С одной стороны, это очень удобно для съемки снизу или сверху или даже из-за угла, но с профессиональной репортерской точки зрения повернутый в сторону экран является потенциальным слабым местом, ведь камера зачастую ударяется о различные препятствия, а то и падает на землю (иногда, вместе с фотографом). Тем не менее, при съемке в недружелюбной среде экран можно развернуть "лицом" к камере, снизив риск его повреждения.
Технические характеристики
Внутри корпуса отличий еще больше. Так, в Mark II применяется абсолютно новая матрица на 20 МП вместо 16 МП в модели первого поколения. В матрицу интегрированы фазовые и контрастные датчики автофокуса, сгруппированные в 121 крестообразную зону, которые захватывают практически всю площадь кадра. Физический размер матрицы практически не изменился, и составляет 17.3х13.0 мм. То есть по площади матрица Mark II примерно в четыре раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки (т.е. «кроп-фактор»=2.0)
Новый сенсор умеет передавать информацию вдвое быстрее, чем раньше. Ее обработкой занимается восьмиядерный процессор TruePic VIII (против четырехядерного TruePic VII в первой «единичке»). В результате быстродействие камеры выросло радикально, это заметно даже при перелистывании фотографий, которые теперь можно смотреть как кино. Как и прежде, камера включается за долю секунды и сразу готова к съемке.
Меню камеры также претерпело изменения – оно стало более простым и насыщенным, за счет избавления от синего фона и появления в нем новых разделов. Настроить тут можно буквально все. В этом есть как достоинство, так и недостаток - без чтения мануаля в дебрях меню легко заблудиться, так и не найдя нужного параметра.
Новый механический затвор позволяет снимать в режиме S-AF со скоростью 15 кадров в секунду (вместо 11 кадров у E-M1), а при использовании электронного затвора - до 60 кадров в секунду, со следящим автофокусом и трекингом - 18 кадров в секунду. Эти параметры на данный момент – рекордные не только для этого класса фототехники. Например, профессиональная камера Canon EOS 1DX Mark II выдает в следящем режиме лишь 14 кадров в секунду, Nikon D5 - 10 кадров в секунду. При этом в Olympus подчеркивают, что новый процессор и сенсор не имеют эффекта Rolling Shutter.
Детализация снимков
Снимки с новой камеры имеют не только более высокое разрешение (5184х3888 вместо 4608х3456), но и улучшенную детализацию.
Ниже я привожу примеры обработанных фотографий, под ними - 100% кропы из RAW без какой-либо коррекции и шарпинга.
ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек
ISO 320, f=57 mm, f/2.8, 1/500 сек
ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек
ISO 200, f=40 mm, f/3.2, 1/3200 сек
ISO 200, f=10 mm, f/3.5, 1/4000 сек
ISO 64, f=40 mm, f/4, 1/400 сек
ISO 400, f=150 mm, f/2.8, 1/1250 сек
ISO 500, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек
Динамический диапазон
Матрица Mark II демонстрирует более широкий динамический диапазон, что при съемке позволяет гораздо реже использовать режим HDR (в нем, как и прежде, камера сама делает несколько снимков, после чего объединяет их в RAW или JPG).
ISO 200, f=11 mm, f/6.7, 1/750 сек
Пример съемки в контровом свете:
ISO 250, f=7 mm, f/16, 1/200 сек
Если раньше при съемке подобного кадра были возможны пересветы, и я бы использовал HDR, то теперь все гораздо лучше, увеличился запас по вытягиванию и в светлых частях кадра, и в тенях.
Чтобы вы не думали, что все это результат длительного вытягивания, вот вам для примера внутрикамерный JPG:
ISO 3200, f=7 mm, f/2.8, 1/3200 сек
Тем не менее, когда вы снимаете сцену с объектами различной яркости, то использовать режим HDR все же уместно. Склеенная компьютером картинка выглядит несколько "мультяшно".
Съемка с рук при низкой освещенности
Как я уже сказал, детализация выросла во всех режимах, но особенно это заметно при съемке в условиях недостаточно освещенности. Если раньше существенные шумы в RAW-файлах были заметны уже на ISO 2500, то сейчас рабочий диапазон вырос примерно до ISO 6400. Кадры, снятые на ISO до 2500 можно вообще не подкручивать по шумам в Lightroom, при ресайзе под веб-публикации шумы абсолютно незаметны.
ISO 2500, f=14 mm, f/5.6, 1/250 сек
ISO 2500, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек
ISO 2500, f=7 mm, f/3.5, 1/60 сек
ISO 5000, f=7 mm, f/2.8, 1/30 сек
ISO 6400, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек
ISO 10000, f=7 mm, f/3.2, 1/13 сек
ISO 12800, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек
ISO 12800, f=7 mm, f/2.8, 1/125 сек
Если же вы снимаете в JPG, то и вовсе не надо беспокоиться, внутрикамерный «шумодав» справляется со своей работой просто отлично, облагораживая даже снимки, сделанные на ISO 12800 и максимальные для камеры 25600. О столь высоком значении можно догадаться только по слегка «поплывшим» цветам. На этой гифке вы можете увидеть разницу между RAW и внутрикамерным JPG.
Резюмируя детализацию снимков, отмечу, что хотя качество и разрешение выросло по сравнению с первой моделью, но до уровня лучших полнокадровых камер картинка не дотягивает - против законов физики не попрешь, ведь сенсор тут в четыре раза меньше.
Тем не менее, Olympus предлагает решение этой проблемы для статической съёмки - режим Super-HD. Сдвигая от кадра к кадру матрицу, камера сшивает из восьми кадров изображение в супер-высоком разрешении (25 или 50 МП в JPG и 80 МП в RAW).
Система распознавания лиц и глаз
Гибридный автофокус E-M1 Mark II умеет распознавать лица и глаза для автоматической фокусировки при съемке людей (и не только людей).
ISO 1600, f=150 mm, f/2.8, 1/160 сек
При активации этого режима, выбранные камерой точки фокусировки автоматически подсвечиваются в видоискателе. Но главное в новой системе автофокуса не это, а то, что она была радикально улучшена.
Первым делом, ушла знакомая по E-M1 проблема фокусировки на плохо освещенных объектах. Теперь можно фокусироваться даже на чёрной кошке в чёрной комнате, если она там есть. Даже если ее там нет, то камера найдет, за что «зацепиться».
Следящий автофокус
Но главным для меня является то, что автофокус в Mark II научился превосходно отслеживать движущиеся объекты, и вести их в режиме трекинга, независимо от того, движутся они вдоль или поперек оптической оси камеры. Как удалось этого достичь?
Важное отличие системы фазового автофокуса E-M1 Mark II от зеркалок является постоянная автофокусировка при серийной съемке. Во время съемки информация снимается с датчика, после чего компьютер анализирует сам сделанный снимок и вносит коррективу в настройки фокуса - и все это за долю секунды. Зеркалки делать так не умеют - автофокус там не доступен как в момент съемки, так и в тот момент, когда еще поднято зеркало.
Автофокус имеет настройку чувствительности через меню. Увеличение значения параметра C-AF Lock до +2 необходимо для съемки быстрых и хаотически передвигающихся небольших объектов, например, животных. Значение в +1 оптимально для съемки быстро движущихся автомобилей. Уменьшение чувствительности в минус подойдет для съемки с проводкой крупных объектов (тех же автомобилей), движущихся перпендикулярно оптической оси камеры.
После тестов следящего автофокуса E-M1 Mark II в режиме серийной съемки, я могу констатировать, что он теперь работает ничуть не хуже, чем на профессиональных зеркалках. Первая "единичка" им серьезно уступала.
Если раньше я чаще всего делал проводки с ручным фокусом, то теперь даже на выдержке 1/10 секунды камера превосходно ведет автомобиль, который едет со скоростью около 40 километров в час по разбитому полю. Процент брака при проводках у меня уменьшился радикально - нерезких кадров в сериях практически нет.
ISO 64, f=40 mm, f/10, 1/10 сек
ISO 64, f=106 mm, f/3.5, 1/80 сек
Работа трекинга очень помогает, когда вы снимаете автомобиль, движущийся на вас по диагонали, и нужно передать его движение. Выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы показать вращение колёсный дисков, но достаточно короткой, чтобы передок автомобиля был в фокусе.
ISO 200, f=150 mm, f/5, 1/250 сек
ISO 200, f=150 mm, f/6.3, 1/200 сек
У E-M1 с этим, опять же, были проблемы, фокус частенько сбегал с нужной точки. Теперь этой проблемы больше нет. Неважно, движутся ли объекты к вам, от вас, справа налево или слева направо. Они будут резкими. Точка.
Режим ProCapture
В E-M1 Mark II появился новый режим серийной съемки ProCapture. В нем камера начинает постоянно снимать в буфер при полунажатии кнопки, а при полном нажатии сохраняет 14 кадров, сделанных до этого момента, и все, что вы записал после. Длина серии может быть бесконечной, или ограниченной через меню (до 99 кадров). Первые 48 кадров в RAW+JPG камера записывает в собственный буфер, после чего переписывает их на карту памяти, поэтому чтобы делать более длинные серии с максимальной скоростью, имеет смысл использовать быструю карту памяти, например, Sandisk Extreme Pro. В сочетании с супер-четким автофокусом, это позволяет снимать сложные сцены, например, взлет птицы, за которой гонится охотничий пес.
ISO 1600, f=97 mm, f/3.2, 1/8000 сек
Съемка на длинные выдержки с рук
Еще больше увеличивает возможности фотографа обновленная пятиосевая система оптической стабилизации. За счет мягкого, но быстрого сдвига матрицы магнитным полем, система стабилизации Olympus является по оценкам многих экспертов лучшей в мире среди потребительских камер. Это выражается не только в эффективной стабилизации видеороликов, но и в том, что при фотосъемке вы можете отыграть до шести с половиной ступеней экспозиции при съемке с рук.
Как это работает на практике? Это означает, что вы можете снимать с рук с выдержкой 1/8...
ISO 64, f=7 mm, f/9, 1/8 сек
Или на на 0.8 сек...
ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 0.8 сек
Или даже с выдержкой в 1.3 секунды и длиннее, и все еще получать резкие, детализированные кадры.
ISO 64, f=7 mm, f/3.5, 1.3 сек
Дополнительные функции
Что еще сказать вам про Olympus OM-D E-M1 Mark II? Выше я перечислил далеко не все особенности этой камеры.
Так, у камеры помимо режима HDR есть режим брекетинга по фокусу с функцией автоматической склейки. Сделав восемь кадров, камера сама соберет из них один с расширенной глубиной резкости.
В режиме Live Composition камера "дорисовывает" первый сделанный кадр только яркими объектами. Можно снимать траектории движения звезд и любых других освещенных объектов.
Помимо этого, в E-M1 Mark II есть автоматический режим для съемки таймлапсов, с последующей склейкой сделанных снимков в видеоролик прямо внутри камеры.
Как и в E-M1, прямо в камере вы можете отредактировать RAW или JPG файл, откорректировать перспективные искажения (их камера умеет «лечить» даже при съемке), накладывать арт-фильтры, делать JPG из RAW и передавать все файлы в смартфон через бесплатное приложение Olympus Image Share.
Немаловажным является и тот факт, что камера снимает видео стандарта Cinemative 4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD съемка имеет битрейт до 202 Мб/с, что позволяет использовать Mark II в профессиональных целях не только как фотокамеру – особенно учитывая непревзойденную систему стабилизации. Тест видео-возможностей я планирую провести отдельно.
Дополнительные тестовые снимки
В этом разделе я предлагаю вашему внимание некоторые тестовые снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M1 Mark II за время тестирования.
ISO 250, f=40 mm, f/3.2, 1/5000 сек
ISO 2500, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек
ISO 64, f=110 mm, f/4, 1/100 сек
ISO 2500, f=35 mm, f/5.6, 1/400 сек
ISO 400, f=115 mm, f/4, 1/1000 сек
ISO 2500, f=14 mm, f/2.8, 1/800 сек
ISO 250, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек
ISO 400, f=100 mm, f/2.8, 1/320 сек
ISO 64, f=7 mm, f/3.2, 300 сек (Live Comp)
ISO 300, f=21 mm, f/3.5, 1/320 сек
ISO 400, f=150 mm, f/4.5, 1/3200 сек
ISO 200, f=20 mm, f/9, 1/1250 сек
ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/160 сек
ISO 200, f=7 mm, f/4.5, 1/500 сек
Итог
Olympus OM-D E-M1 Mark II – несмотря на заковыристое название, является, на мой взгляд, наиболее ярким представителем среди всех беззеркальных камер, предназначенных для репортажного использования. Благодаря превосходной системе оптической стабилизации и усовершенствованному автофокусу, новинка от Olympus способна сразиться с зеркальными камерами на их поле. Несмотря на то, что по детализации и шумности картинки, заметным на 100-процентных кропах, камера уступает «топовым» полнокадровым зеркалкам, с точки зрения скорости серийной съемки, а также удобства использования Olympus далеко впереди. Учитывая стоимость body в 140 тысяч рублей - в три раза дешевле профессиональной зеркалки - можно констатировать, что под знамена Olympus с выходом новой камеры встанут не только продвинутые любители, снимающие сложные сюжеты, но и профессиональные репортеры.
Предлагаю также взглянуть на мои репортажи, снятые целиком на Olympus OM-D E-M1 Mark II: